Среда, 24.04.2024, 22:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Накипевшее
Перечитываю доклад Э.Р.Сукиасяна «Система непрерывного образования: структура, функции составных частей» (2000 г.)
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom1/777/Doc10.HTML,
его же статью "Наболевшее" http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=40, другие материалы и не могу не поделиться своим примерно тем же - [b]накипевшим[/b]. Это заметки, записки за 1997-2006 годы...

Итак, цитаты из упомянутого доклада с комментариями 
 
Администрация библиотеки, казалось бы, должна быть заинтересована в том, чтобы её работники повышали свою квалификацию. По закону повышение квалификации библиотечных работников должно проводиться за счет библиотеки и в рабочее время.
Однако, во-первых, не всегда хватает средств. Во-вторых, кадров: ведь если один учится, работу приходится выполнять остающимся. Бывают и другие причины: не нужно непосредственному начальнику, чтобы его "снизу подпирали" – пусть все подчиненные будут явно слабее. […]
На курсы "с отрывом" администрация каталогизаторов не отпускает, а более или менее изучить что-то новое "в методический день" (раз в месяц) получается не всегда.
 
КОММЕНТАРИИ. 
1. Да, и мне встречались случаи, когда именно каталогизаторам запрещали посещать курсы, семинары, конференции — даже бесплатные и в
своем же городе. Доводы такие: либо безо всяких доводов «никто из них не будет учиться!», либо «заняты чем-то другим». Чем именно, конечно,
неизвестно. В одном вузе это "другое более важное занятие"  - подготовка ко дню рождения ректора, из-за чего по два месяца никто не работал (и тем более не учился).
2. Методический день, даже если его дают не раз раз в неделю, обычно бывает кухонно-прачечным. А если даже и посещают ежемесячные методические семинары, на следующий день начальник командует: «Все забыть!»
3. Последние лет 50 у нас существуют два не пересекающихся и не соприкасающихся мира — бибученых и бибработников.
А последние 15 лет - уже четыре полностью изолированных друг от друга тусовки: теоретиков, практиков, начальников и автоматизаторов. И пока директор гуляет по Парижу или Лос-Анджелесу, а автоматизатор по фуршетам-банкетам-презентациям, каталогизатор по-прежнему бегает в рабочее время по продовольственным магазинам.
Все это или видел своими глазами, или слышал от самых авторитетных и уважаемых людей. Например, о прогулках директоров по Парижу и Иерусалиму говорил Ф.С.Воройский на одной из конференций "Компьютеры и интернет в библиотеках" в 1997 или 1998 г.

***
Много раз повторялась такая сцена. [b]Дамы зовут на помощь: «Компьютер не работает». Прихожу, ничего не делаю – работает. Говорю им: «Надо на него строго посмотреть».[/b]
Похоже, что это не шутка. Если человек находится в состоянии неуверенности, растерянности, его биополе искажается, и это отражается на электромагнитном поле ПК и на его работе?.. 1. Неужели до того руки трясутся, что пальцы не попадают куда надо? Вообще в недавнем прошлом было очень странное отношение к ПК: либо беспричинно отрицательное (до ужаса или ненависти), либо не менее беспричинно фантастически положительное (приписывание разума).

***
А вот хобби 60-80-х "в служебное от работы время" - самиздат. Переписывали, перепечатывали, позже "ксерили", например, такое: 
Солженицын А. Кащеево озеро (так называлось в тетрадке мамы) http://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article_storyid_287.html.
Зигель Ф. Современное состояние проблемы НЛО. Лекция http://oko-planet.su/science/sciencediscussions/67812-zigel-feliks-yurevich-sovremennoe-sostoyanie-problemy-nlo.html Это абсолютно точная копия - я тогда читал взахлеб и помню наизусть
Леви Э. О свойствах камней http://alterinfo.ru/books.phtml?show=113 ?
Дипломатические приемы (справка) http://www.bereg.ru/sprav_info/bisnes/psy/priem.shtml Впрочем, это бывало  нужно и по работе (ИФЛА и прочее)
И даже целые книги, например, Н.Гумилева, Д.Хармса...
Много чего вспоминается. Упомяну только Георгия Осипова, тогда социолога, а ныне журналиста. Хобби - опера, особенно Московский камерный музыкальный театр, и даже жена - певица... [b]Бизнес-хобби под видом работы[/b] - постоянные [b]якобы командировки[/b] в Среднюю Азию, откуда чемоданами вез жуткий [b]дефицит[/b] - Ахматову, Пастернака, Цветаеву и т. д.
http://www.gazeta.ru/comments/2010/12/17_a_3469189.shtml С вероятностью 99% это он.
***
И еще такие довольно странные способы проведения рабочего времени. 
В 1990-е гг. был знаком с сотрудниками библиотеки - не с библиотечным образованием - занимавшимися личным «бизнесом» (в т. ч.
самиздатом и чуть ли не бухучетом) в рабочее время с использованием госсобственности (в т.ч. ПК). Самообразовывались (курсы, выставки...) втайне от многих коллег и от начальства.  При этом постоянно просили меня о помощи, "естественно", бесплатной. Естественно, от них не было  пользы ни читателям, ни библиотекарям, ни, в конце концов, им самим. А главное, что ни  к автоматизации, ни к библиотеке это не имело никакого отношения. 
Добавлю еще такую «автоматизацию», когда, например, зав. отделами/филиалами, безразлично или агрессивно-враждебно относящиеся к использованию ПК по назначению, в качестве основых или  единственных пользователей не менее агрессивно навязывают своих
детей (в лучшем случае — учеба, а чаще — игры, рисование картинок...). Впрочем, даже если дети сотрудников — единственные читатели журналов о ПК и интернете, это лучше, чем если бы их не читал никто.
***
На конференциях всегда веду такие тетрадки: на четной стороне - конспекты докладов, на правой - мои мысли по их поводу и идеи, что нужно сделать. Идей было до черта, но их не то что выполнять - выслушать никто не мог. От директора после командировок каждый раз слышал одно и то же: "где ты пропадал!!?" (каждый раз и именно в это время срочно искала машинистку).

***
В самых разных организациях сталкивался с такими мнениями:
1. бибработник, например, социолог, должен знать Pagemaker, а то и QuarkXpress - "это часть его общей культуры"
2. зав. отделом автоматизации должен владеть Photoshop'ом, потому что предыдущий им владел
3. и самое популярное - программист должен помогать детям, внукам, племянникам сотрудниц играть, рисовать... ну помогать изучать языки программирования - еще понятно. Но если он использует  другие языки?
4. он же должен постоянно и неожиданно (вне систематической учебы, курсов и т.п., даже вообще без учебы) помогать сотрудникам осваивать Microsoft Office. 
А если, например, мне для таблиц удобнее использовать не Excel, а Word, для рисования - Paint? В учебных планах КСМБ и московской ЦБС "Киевская" - сложные графические и HTML-редакторы, и издательские системы...
***
От 2004 г.:
Разновидности пользователей ПК в библиотеках
(наблюдения)

1. Большинство библиотекарей (конечно, в основном это немолодые женщины, не интересующиеся ИТ, мягко говоря), даже просидевших за ПК 12-14 лет, имеют одно желание – «ничего не менять», «ничего
не трогать». Подразумевается непонимание необходимости, даже боязнь, апгрейда (он ассоциируется с «поломкой» или с  «пропажей»), боязнь настройки ПО согласно своим требованиям. Боятся настроить Word под свои нужды, боятся использовать ЛВС (она ассоциируется с «подглядыванием» или с «кражей»), даже менять разрешение монитора. Ежедневно занимаясь вводом данных в БД, не слышали слов «база данных»… 
2. «Сотрудники»-студенты, а также дети, внуки и племянники сотрудников. Этой  многочисленной (а иногда ПОЧТИ ЕДИНСТВЕННОЙ) категории пользователей в основном принтер, сканер, копир  и интернет — разумеется, в целях, не имеющих ничего общего с библиотекой: копирование своих документов и чужих рефератов, игры. А поскольку вкусы у всех детей одинаковые, винчестеры служебных машин везде
забиты одним и тем же — «юмор» про какашки, нацисты, панки, металлисты, стрелялки-мочилки (некоторые девочки увлекаются тем же). Иногда еще приносят из дома и смотрят диски с голливудскими ужастиками.
2а. Разновидность этой категории — бабушки и дедушки, врывающиеся в помещения библиотек любого ранга и размера с воплем «Ксерокс! Ксерокс!»...
3. Энтузиасты ИТ — кажется, исчезающая категория. Почти все ушли или далеко наверх (на руководящие должности в федеральных библиотеках, министерствах, вузах), или, разочаровавшись во всем, никуда (в лучшем случае в бизнес). Но потихоньку появляются новые... особенно не в столицах...
***
При наличии ЛВС («витая пара», 100 Мбит/c) на каждом ПК устанавливается копия АБИС (а то и две, разных версий, в т. ч. сетевых, даже клиент-серверных), причем иногда пустые оболочки, или же ЭК много месяцев не обновляется — «ведь читателям он все равно не нужен».
В филиалах ЦБС часто никто не знаком с «основами комп. грамотности»,  при этом — избыток ПКв, принтеров, сканеров, и некому использовать даже  электронную почту. Результат: при наличии доступа в интернет по оптоволокну планы и отчеты печатают на бумаге и везут «ногами» в ЦБ, где их режут ножницами и склеивают клеем.
В лучшем случае на несколько месяцев приходит «работать» студент(ка) и занимается тем, о чем тут уже говорилось — рефераты, игры... Если это студент-программист (или программист-любитель), добавляется хакинг-крякинг в развлекательных или лично-коммерческих целях. Еще студенты и дочки сотрудниц рисуют картинки. 
Результат: между 1) «классическими бибработниками» — бабулечками и тетечками, живущими в соседних домах, 2) веселящейся молодежью и 3)
библиотечными автоматизаторами (если таковые случайно имеются) — абсолютное взаимное  непонимание и: ненависть 1-х (особенно «маленьких начальников») к 2-м и 3-м, ненависть 2-х к 3-м,
презрение 2-х к 1-м, презрение 3-х к 1-м и 2-м.  
7. Приятели. В некоторых вузах принимают на работу в библиотеку студентов (причем уже известно, что никто из них не будет  работать ни в библиотеках, ни по своей будущей специальности).  Результат — толпа  знакомых, пользующихся копиром, принтером, сканером и интернетом в личных целях, ежедневные многочасовые крики, визг, хихиканье и хохот. 
8. Посетители интернет-классов.
Ни разу не заметил, чтобы кто-нибудь из них смотрел библиотечный сайт или любой другой культурный, образовательный, научный ресурс. Запросы обычно такие: купить/продать, сдать/снять квартиру, адреса публичных домов (последнее - если рядом рынок). Школьники и студенты веселятся по-своему — бесцельно переписываются друг с другом (в т. ч. в одном помещении), спрашивая друг друга: «А что писать?» — «Напиши "Привет”». В лучшем случае студенты-читатели и студенты-«сотрудники» пишут свои резюме, ищут работу. 
И все это под вывесками «Компьютерная библиотека для детей по искусству», «Образовательный медиацентр» и т. д.
За 10 лет никто нигде ни разу не обратился к большим и дорогим фондам CD-ROM, кроме сборников рефератов и игр, и то изредка. 
Зато как приятно директору или зав. отделом прочитать/послушать доклад на «КРЫМе» типа «Интернет в детской библиотеке как средство
гуманизации...» 
9. Мамы  школьниц и студенток. Главный запрос — копирование чужих сочинений и рефератов (он же любимый запрос детей библиотекарей).
10. Прохожие:
10а (уточнение к 2а). Бабушки еще на улице кричат «Где ксерокс!!?», а ворвавшись в помещение, модифицируют этот выкрик нижеследующим
образом: «Девочки! Где у вас ксерокс!?» («девочки» — это гардеробщицы и уборщицы).
Постоянно с тем же требованием  вламываются в отдел автоматизации (иногда молча). Результат: надписи «КСЕРОКС» гигантскими буквами у входа. Открою страшный секрет: такая надпись есть даже в
окне отделения ГПНТБ №10 на ул. 9-я Рота (ближайшая станция метро — «Преображенская площадь»).
10б. Бизнесмены с рынка, из палатки и т. д. В лучшем случае просят распечатать со своей дискеты какой-нибудь юридический или финансовый документ, чаще — набрать его.

Некоторые странности внедрения.
Вот некоторые на Западе покупают ВАЗ-2101 (знаманитую "копейку") "дл прикола", но не ездят на ней, а только гостям показывают. ВАЗ-2121 (старую "Ниву") покупают для дела, но она действительно лучшая в мире своем классе.
Знаю примеры - купили или даже получили в дар ИРБИС, бесплатно прошли обучение (причем внедрять помогала сама Людмила Николаевна)... а потом или врут, или молчат, или... в лучшем случае говорят "не понравилось" - а что именно? Не понравилось соблюдать ГОСТы и MARC'и? Один раз довод был такой (и то не озвучивался) - разработчик при другом ведомстве, значит, враг (а как кататься по крымам и парижам, так друг). 
В одной "конторе", получив бесплатно ИРБИС, потом купили МАРК-SQL, поставили везде ЛОКАЛЬНО (!), прошли обучение... и тоже не пользуются. 
А куда смотрит начальство? Если это ЦБС, то районные власти интересуются только количеством массовых мероприятий для детей (особенно по "толерантности", типа [b]богатым не завидовать, а гастарбайтеры тоже люди[/b]), если вуз - выставками к [b]"мероприятиям" типа дня рождения ректора[/b] или вообще ничем.


Категория: Мои статьи | Добавил: piglet66 (23.06.2012) | Автор: Алексей Лавринович E W
Просмотров: 612 | Комментарии: 1 | Теги: ЦБС Киевская, компьютер, конференции, Сукиасян, РГЮБ, повышение квалификации, автоматизация, библиотеки, Лавринович, МГСУ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 piglet66  
0
Нет, не во всем я был прав, слишком сильно кипел... смешал в кучу плохое и хорошее... Помощь пенсионерам и другим социально незащищенным категориям, в том числе поиск и распечатка текстов законов из СПС - нужное дело. Или, например, бесплатные консультации студентов-юристов, как в московской ЦБС "Киевская", для них это практика, для местных жителей опять-таки бесплатная помощь.
И вообще библиотека - почти единственный доступный многим социальный институт, услуги которого бесплатны или дешевы, филиалы ЦБС недалеко от дома ("в шаговой доступности")... вот только если рядом рядом рынок или вокзал -ничего не поделаешь... хотя и на вокзалах теперь международный телефон, интернет, принтер, ксерокс... и на почте то же самое... услуг теперь даже больше, чем пользователей...
А использование посетителями (пусть в этом случае и нельзя назвать их случае сказать читателями) ПК для самостоятельного набора текстов, использование ими принтеров, сканеров нужно просто легализовать и сделать, конечно, тоже недорогим.
спрос на подобные услуги видимо, уменьшился - IT-грамотность растет, почти везде быстрый надежный домашний интернет, СПС и другие информационные ресурсы в основном переместились на сайты.
На библиотечных сайтах - новые услуги (из которых сейчас особенно популярна "виртуальная справка", не знаю почему), контент все богаче, разнообразнее, на разные вкусы и запросы. Плюс быстро развиваются ЭБ, ЭБС...
И даже цветные лазерные принтеры позиционируются теперь как домашние....

Имя *:
Email *:
Код *: